Маржа, прибыль и наценка – в чем разница и отличие
Чем отличается маржа от наценки и прибыли, в чем их различие и разница
Людям, не обладающим специализированными знаниями, рыночные отношения и экономические термины кажутся далёкими и непонятными. Но иногда, и не имея профильного образования и опыта, хочется уметь разбираться в некоторых вещах.
Например, в чём разница между такими понятиями, как маржа и наценка? Есть ли между ними отличия и насколько они существенны?
Определение маржи и наценки: что они означают?
На первый взгляд маржа и наценка являются аналогами понятия «прибыль». Но различие между ними есть.
Что такое маржа?
Это мировой экономический термин, которым называют разницу между валовой выручкой хозяйствующего субъекта (фирмы, компании, производственной отрасли) и себестоимостью товара.
Маржа отражает доходы субъекта за минусом расходов и может быть продемонстрирована как в денежном эквиваленте, так и в процентном. Простыми словами маржа – это разница в цене покупки и продажи любого товара.
Особенности маржи таковы, что её показатель не может превышать 100%. В разных экономических нишах свои установленные нормы маржи. Чаще всего понятие применяют в сферах:
- обычной торговле;
- биржевой торговле;
- банковском и страховом секторе.
В обычных торговых отношениях норма маржи устанавливается на уровне 30%. Производственный показатель уже 20%, а на биржах он может быть вообще мизерным и колебаться в пределах от 2 до 5%.
Расчет показателя маржи нужен для того, чтобы оценить эффективность компании. Проще говоря, определить конечный доход хозяйствующего субъекта.
Что такое наценка простыми словами?
Это разница между себестоимостью товара и той ценой, за которую он был реализован конечному потребителю. Устанавливается для того, чтобы покрыть расходы не только на производство продукции, но и на логистику (перевозку, хранение) и последующую реализацию.
Наценка – в отличие от маржи – может быть и 150%, и 300%, и более. Маржа же имеет лимит — планку только до 100% — как в положительную сторону – плюс (прибыльная маржа), так и в отрицательную сторону – минус (маржу убыточную).
Сравнение по формуле
Чтобы легче было разграничить оба понятия, воспользуемся общепринятыми формулами.
Допустим, нами был куплен товар за 100 китайских юаней. Потом мы его продали за 250 юаней.
Вычисляем наценку: (250-100)/100 = 1,5 умножаем на 100 и получаем 150%.
Теперь посчитаем маржу: (250-100)/250 = 0,6 умножаем на 100 и получаем 60%. То есть в этом случае маржа составила 60% (маржа прибыльная, положительная).
Теперь, к примеру, когда маржа может достигать 100% — маржинальность имеет лимит до ста % – это её самый высокий предел (граница). Так вот, представим к примеру, что вам подарили какой ни будь ценный, дорогой предмет (или вещь, продукт) а вы решили его продать, и нашли покупателя за 100 тысяч рублей.
Какова будет маржа, посчитаем маржинальность:
Маржинальный доход = 100 000 ₽ – 0 ₽
Маржинальность подаренного предмета = (100 000 ₽ : 100 000 ₽) × 100% = 100%
Таким образом, самая высокая маржинальность в сто процентов (100%) бывает только тогда, когда нет совсем расходов, а есть чистая прибыль.
И наоборот, отрицательная, минусовая, убыточная маржа – это когда расходы превышают доходы. И минусовая маржинальность так же может достигать – до минус в 100 процентов (- 100%). Но если говорить именно о минусе ста процентах, то к примеру, представим такой случай, что вы закупили продукцию на 100 000 рублей, для реализации её в перепродаже, но каким-то образом продукция эта потерялась (или была похищена). А для того, чтобы эта продукция нашлась, вы решили заплатить за поисковые услуги ещё 100 000 рублей. Продукцию вы получили, но какова будет маржа – минус сто процентов.
Естественно, именно в этой ситуации, для того, чтобы покрыть себестоимость продукции (которая в этом случае стала уже не сто тысяч рублей, а двести тысяч), необходимо делать соответствующею наценку на эту продукцию в общей сумме, которая бы вернула эти самые двести тысяч с продажи (с условием, если всю эту продукцию удастся продать). Тогда маржа будет нулевая. А для того, чтобы маржа пошла хотя бы в небольшой плюс и стала положительной, наценку на эту же продукцию нужно делать ещё больше, и суметь продать всё (так как товар станет уже нереально дорогим, с сильно завышенным ценником). Что на этом самом фоне у конкурентов тот же продукт или товар будет стоить в 3 – 4 раза дешевле. Поэтому в этой ситуации продать всю продукцию удастся только в одном случае, если товар будет уникальным и не иметь аналогов.
Всё это конечно для примера, чтобы показать, как может меняться маржа, её показатель в ту или иную сторону, и её отличие от наценки.
Вывод: основные отличия маржи от наценки
- Маржа показывает доход после минуса всех расходов, а наценка – сумму, прибавленную к закупочной цене товара до его реализации.
- Предельный объём маржи не может превышать 100%, тогда как наценки – могут, и не имеют лимита.
- Основа расчёта для маржи – валовой доход компании, для наценки – себестоимость товара.
- Экономическая сущность: наценка формирует рыночную цену, маржа демонстрирует развитие бизнеса.
- Взаимозависимость: чем выше наценка, тем больше будет маржа. В то же время второй показатель никогда не будет выше первого.