Что удерживает двухколесный транспорт от падения
Почему мотоцикл или велосипед не падают на скорости но упадут при остановке
Развенчивается распространённый миф о том, что двухколесный транспорт удерживается от падения гироскопическим эффектом от вращающихся колёс. Проводимый эксперимент, опровергает такое утверждение.
Принято считать, что движущейся двухколёсной технике мешает упасть на бок, что неизбежно происходит при остановке, если своевременно не выставить подпорку, гироскопический эффект от вращающихся колёс. Верно ли такое утверждение?
Чтобы ответить на этот вопрос, проводился эксперимент, ради которого был построен специальный велосипед, на каждом колесе этого велосипеда присутствовал диск примерно того же диаметра и массы, что и колесо. Данный диск вращался с той же скоростью, с какой вращалось колесо, но в противоположном направлении, что позволяло скомпенсировать эффект гироскопа от колёс. Результат оказался неожиданным, поскольку, несмотря на то, что велосипед оказался менее устойчивым нежели обычно, ездить на нём было вполне возможно.
Так в чем же причина такой устойчивости, если эксперимент показал, что гироскопический эффект от колёс в велосипеде, а тем более в самокате, выражен довольно слабо и не способен удержать наездника от падения? Причина её в силе инерции. Действительно, стоять на месте без подпорки байк не может, так как при малейшем смещении центра тяжести сила земного притяжения стремится опрокинуть его. Однако большая часть этой силы направлена вниз, а та её часть, что стремится опрокинуть транспортное средство, не велика и легко компенсируется значительно большей силой инерции, возникающей во время движения.
Из этого следует, при недостаточной силе инерции, что бывает при малой скорости движения, равнодействующая силы инерции и той части силы тяжести, что направлена на опрокидывание байка, будет направлена под некоторым углом к траектории движения транспортного средства. Само это средство, при этом, вместо того, чтобы падать на бок, станет ехать, поворачивая в ту сторону, на которую должно было бы упасть. Водитель компенсирует это явление, поворачивая руль в противоположную сторону (эффект подруливания). Именно так и осуществляется удержание двухколёсной техники от падения на малых скоростях. На больших это и вовсе не актуально.
Существует возможность балансирования и другим способом, когда водитель наклонами тела смещает собственный центр тяжести. Именно так и ездят без использования руля (не держась за руль).
Изо всего вышесказанного следует, что на тяжелых мотоциклах удерживать равновесие при любой скорости значительно легче, чем на легких велосипедах или ещё более лёгких самокатах. Кроме того, за счет такого же явления, конькобежцы удерживают равновесие на одном коньке, вообще лишенном колёс, а, следовательно, и пресловутого гироскопического эффекта.