Image default
Бизнес и финансы

Что такое удостоверяющий центр ЭЦП

Что такое удостоверяющий центр ЭЦП и зачем он нужен

Электронные документы становятся все более распространенными в бизнесе, сфере госуслуг и личных сделок. Для подтверждения подлинности используется электронная цифровая подпись (ЭЦП или ЭП), которая придает юридическую значимость электронным файлам. Главную роль в выдаче, подтверждении и обслуживании ЭЦП играют удостоверяющие центры (УЦ). Разберем, что это такое, как они работают и кому могут быть полезны.

freepik.com

Задачи удостоверяющего центра

УЦ — это организация, которая занимается выпуском, хранением и подтверждением электронной цифровой подписи. Согласно законодательству, удостоверяющий центр генерирует и выдает сертификаты для проверки электронных подписей, определяет сроки их действия, а также аннулирует ранее выданные сертификаты.

Удостоверяющий центр ЭЦП важен в обеспечении доверия к электронному документообороту. Он гарантирует, что используемая цифровая подпись принадлежит именно тому человеку или организации, которые ее оформили.

Как работает электронная подпись

ЭЦП основана на принципах асимметричного шифрования. У каждого пользователя есть два ключа:

  • Закрытый ключ используется для подписания документов. Хранится только у владельца и передавать его третьим лицам запрещено.

  • Открытый ключ используется для проверки подлинности и может быть доступен любому заинтересованному лицу.

Читайте так же:
Получение кредита без необходимости проверки кредитной истории - возможности и риски

Процесс работы ЭП начинается с того, что человек подписывает документ с помощью закрытого ключа. После этого получатель проверяет подпись через удостоверяющий центр, используя открытый шифр. Если она проходит верификацию, это подтверждает подлинность документа и автора. Таким образом, ЭЦП полностью заменяет ручную подпись и печати, придавая электронным документам юридическую силу.

Лицензирование и аккредитация

Деятельность удостоверяющих центров регулируется государством. Чтобы УЦ мог выдавать квалифицированные подписи, он должен:

  • Получить лицензию на деятельность в сфере криптографии.

  • Пройти аккредитацию в уполномоченных органах.

  • Соответствовать строгим требованиям безопасности и надежности.

Только аккредитованные удостоверяющие центры могут выдавать квалифицированные электронные подписи (КЭП), которые представляют собой аналог собственноручной подписи. Неаккредитованные организации могут выдавать НЭП — неквалифицированные электронные подписи. Отметим, что согласно ФЗ 63 «Об электронной подписи» аккредитация УЦ является добровольной.

Таким образом, удостоверяющий центр — это элемент безопасного электронного документооборота. Он позволяет гражданам, бизнесу и государству быстро и надежно подписывать документы.

Похожие записи

Как правильно выбрать юриста: советы от юридической компании «Закон и справедливость»

Dilara

Курс доллара в феврале 2023 года: прогнозы экспертов

s-zametki

Самые частые ошибки владельцев банковских карт

s-zametki