Морские приметы и поверья на море и корабле для моряков и капитанов
Приметы на море и корабле. О морских приметах, кораблях и матросах, о штиле и шторме, о чайных клиперах и их капитанах
На Руси издавна ублажали домового, наливая на ночь ему в блюдечко молока. А при переезде клали лапоть с приговором, чтобы такая знакомая «нечистая сила» попала на новое место жительства. Но мало кто знает, что и на парусниках Балтики существовал корабельный дух под названием «Клабаутерман», селившийся обычно в трюме. Похожий на бородатого гнома, морской «домовой» забирался иногда и под якорную лебедку, слушая шум цепи, поднимавшей и опускавшей сварную конструкцию. В шторм забирался на мачту, боясь течи в трюме.
Во все века на судне запрещался и сегодня запрещен свист, но в эпоху парусников матросы специально свистели во время штиля, дабы вызвать ветер. Или чесали какую-либо мачту ногтями с этой же целью. А вот починка парусов с помощью иглы и нитки в штилевую погоду запрещалась, чтобы не «пришить ветер». Рулевому доверялось говорить заклинания, глядя на обвисшие паруса. Произнося ласково соответствующие слова, он якобы мог «будить желанный ветер», ибо нет хуже для моряка ситуации, когда судно застрянет посреди океана надолго.
Широко известно, как не любят моряки присутствия на судне женщины. Считается, что она принесёт горе. Так и случилось однажды в 1912 году, когда пропали сразу две экспедиции в полярные широты. На кораблях находились женщины. На «Геркулесе» Владимира Русанова – его невеста, а на «Святой Анне» — дочь генерала Брусилова. Вот и не верь после этого морским суевериям! Арктические экспедиции погибли во льдах.
На скоростных парусниках, огибавших Африку и возивших с Востока в Европу чай и пряности, капитаны обычно не жалели своих фуражек, кидая их в воду при отчаливании от пристани, считая, что ублажают этим Нептуна. Некоторые «морские волки» до того поднаторели в длительных рейсах, что не боялись никаких штормов. Чайные клиперы их достигали скорости 20 узлов, а это 36 км/час! Капитаны менее удачливых в этом отношении судов считали, что счастливчики просто продали душу Сатане. Приметой того было отсутствие на палубе тени от солнца (если оно светило) от фигуры удачливого «морского волка».
Таинственное сияние на верхушках мачт названо «огнями Эльма». Моряки к этому относились благосклонно, считали, что им покровительствует божественная сила. Сегодня известно, что это просто коронные разряды электричества, возникающие в форме кисточек на вершинах мачт в предгрозовой период. Такое же сияние возникает при пролете самолета (на его фюзеляже и крыльях) сквозь облако пепла, выброшенного вулканом при извержении. Эффект можно вызывать и дома, поглаживая кошку в темноте – на её шерсти станут проскакивать искры электричества.
Много у моряков примет — о всех и не расскажешь. Впрочем, есть суеверия и у водителей-дальнобойщиков, и у машинистов, летчиков и так далее. С древних времен в человеке остался страх перед неведомым, иногда он проявляется в приметах и суевериях.
Морские приметы и поверья
- Выходить в море в пятницу, особенно, 13 числа – плохая примета, так же как выходить в море в первый понедельник апреля, и второй понедельник августа, а так же 31 декабря – это все несчастливые дни, согласно приметам. На русском флоте сниматься с якоря в любой понедельник – плохая примета.
2. Ступать на палубу следует с правой ноги, с левой – не к добру.
3. В случае салюта на корабле – залп салюта должен быть нечетным.
4. Женщина на корабле – к беде или неудаче, согласно приметам.
5. Первый гвоздь забивать в киль корабля следует через подкову, а сам гвоздь должен быть золотым или позолоченным.
6. Счастливое, благополучное плаванье будет сопутствовать тому кораблю, у которого киль сделан из таких деревьев как — Рябина, Ясень или Кизил.
7. Считается, что тот корабль, киль которого сделан из ворованного дерева, если кража обнаружиться – сгорит или случится пожар на корабле, а если пропажа дерева не будет обнаружена, то корабль по ночам будет идти быстрее, а днем медленнее.
8. Подкова прибитая к мачте корабля защитит корабль от бед и несчастий.
9. При закладке корабля перед выходом в море, если случайно обнаружиться присутствие девушки девственницы, особенно, с волосами рыжего цвета – плохая примета, сулящая не доброе.
10. Плохой приметой считается – сменить название – имя корабля, такое судно станут преследовать неудачи и беды.
11. Новое судно при спуске на воду, если проходит крещение бутылкой вина, которую нужно разбить о форштивень, — вдруг не разобьется или пролетит мимо, то согласно приметам это сулит кораблю несчастье.
12. Акулий хвост закрепленный к бушприту делает корабль более скоростным.
13. Пока новый корабль не спущен на воду нельзя преждевременно оглашать его имя (название), как и после менять его.
14. Если крысы бегут с корабля – это предвещает кораблю беды или гибель.
15. Согласно приметам, моряк с глазами разного цвета на корабле – к несчастью, моряк с кривыми ногами – к удаче.
16. Рождение на борту корабля ребенка – к большой удаче.
17. Ведро или швабра случайно выроненное за борт корабля – к неудачам.
18. Нельзя передавать корабельный флаг между ступеньками трапа – это сулит неудачи кораблю.
19. Нельзя приносить цветы на борт корабля перед выходом в море, так же как использовать вещи будучи на корабле утонувших моряков – это все сулит несчастье.
20. Если нужно призвать ветер (особенно для парусных), то нужно свистеть в ту сторону с какого направления нужен ветер, а так же поскрести по мачте. Без причины свистеть на палубе нельзя, иначе корабль может угодить в шторм.
21. Нельзя убивать морских птиц и чаек, так как согласно народным поверьям в птиц переселяются души погибших моряков.
22. Таинственное появление «огней Эльма» на макушке мачты корабля – хороший знак, к везению и удаче, к счастливому плаванию.
23. Бутылку с вином на корабле следует передавать против солнца – тому кто с правой стороны, если передавать наоборот – по левую сторону от себя, то это сулит морскую серость.