Философия Кайдзен: 5 правил успеха из Японии
Путь успеха в жизни – правила японской философии Кайдзен
Оказывается, японцы знают, как всегда быть продуктивными на работе и счастливыми в жизни. И помогает им в этом философия кайдзен. Каковы же её основные принципы и как научиться им следовать?
Кайдзен – философская концепция родом из Японии, возникшая в 1986 году и применяемая как в обыденной жизни, так и в менеджменте. «Кай» означает «перемены», «дзен» — нечто «лучшее».
Японцы — не сторонники постоянного поиска себя в новых рабочих коллективах. Выбирая место работы, они планируют развиваться именно там, стремясь к совершенству и постепенно продвигаясь по карьерной лестнице. Помощником в этом для них является философия кайдзен, базирующаяся на пяти основных принципах: сортировка, расстановка значимости, чистота, стандартизация, дисциплина. После Второй мировой войны эта техника позволила многим компаниям Японии, включая Тойота, оперативно восстановиться и вернуть былую силу. Посмотрим, каким образом удается осуществлять ее принципы на практике.
Этап 1. Сортировка
В первую очередь необходимо спросить себя: «Что конкретно препятствует моей эффективности?» и занести все ответы в перечень. К примеру, нередко бывает, что в рабочем коллективе на одного человека возлагается ответственность практически за все: электронную переписку, канцелярскую рутина, обзванивание клиентов и др. Конечно, может показаться, что лучше вас самих с этой работой никто не справится. Но на деле частенько получается иначе. Постарайтесь часть своих обязанностей по возможности делегировать коллегам и посмотрите, как это отразится на вашей эффективности.
Также следует поступать и в обыденной жизни. Допустим, у вас в планах отпраздновать юбилей супруга. Не нужно в течение всех ближайших выходных только и делать, что готовиться к этому мероприятию (прибираться в доме, обзванивать приглашенных и выступающих на празднике, покупать продукты и готовить). Чем большее число людей согласится оказать вам помощь, тем проще! Вы не останетесь без сил, сможете уделить все внимание одной задаче и сделаете свое дело идеально, после чего будете в состоянии действительно веселиться.
Этап 2. Расстановка значимости
Как только вы уберете из рабочего (или любого иного) процесса все мешающее и отвлекающее, вы сможете эффективнее и разумнее организовать его – так, чтобы он отвечал именно вашим задачам и приоритетам. Определите, в какое время вы наиболее продуктивны. Теперь именно эти часы стремитесь использовать для выполнения наиболее ответственных и трудных дел. С этой целью желательно завести ежедневник, где вы каждый день сможете планировать свою деятельность. Верхние строчки списка отводите для самых важных задач, а нижние – для того, что при необходимости может подождать.
К примеру, вы жаворонок. Придя на работу, вы первым делом начинаете читать электронные письма и отвечаете на заявки клиентов. Во второй половине смены вы становитесь менее эффективными, но при этом вам необходимо выполнять более важные дела. Попробуйте поменять тактику в соответствии с правилами кайдзен. Вы будете удивлены, когда заметите, что начали выполнять рабочие обязанности более эффективно.
Этап 3. Чистота
В Японии не принято уходить с работы до того, как рабочее место будет полностью подготовлено к завтрашней смене. Осмотрите свой стол прежде чем покинуть офис. Все разбросанные по поверхности листы вложите в нужные файлы и папки. Выбросьте весь мусор, контейнеры из-под еды, пластиковые стаканчики, ненужные бумажки, а черновики сложите в ящик стола. Научно подтверждено: чистое рабочее место повышает эффективность труда.
Кстати, убираться специалисты советуют еще и в голове, а не только на рабочем столе. Каждый вечер резюмируйте все итоги прошедшего дня. Конспектируйте все важные события, записывайте свои успехи и проблемы, еще требующие поиска решения. Речь идет не об одних лишь рабочих задачах, но и о бытовых, а также личных. К примеру, вам нужно научиться танцевать, дорисовать картину или начать бегать по утрам. Журнал достижений поможет вам быстрее добиться любых целей.
Этап 4. Стандартизация
Достигнув баланса в личных и рабочих делах, вам необходимо сделать его своим эталоном, стандартом, тем, чего всегда нужно придерживаться. Конечно, на первых порах придется то и дело напоминать себе о приоритетах, подсматривать в ежедневник и следовать строгому плану. Однако вскоре все это войдет у вас в привычку. Согласно научным данным, чтобы закрепить новое действие и прочно внедрить его в свою жизнь, нужно всего три недели.
Будьте готовы к тому, что на пути между вами и успехом периодически будут вставать соблазны. К примеру, утром, вы можете не пожелать идти на пробежку и заниматься гимнастикой (ведь вы запланировали подтянуть тело к лету), зато вам очень захочется поваляться в кровати лишние пару часов. Вместо онлайн-урока (так как вы решили освоить разговорный английский) вас ужасно потянет посидеть в соцсетях. Справиться с подобными соблазнами вам поможет следующий этап кайдзен.
Этап 5. Дисциплина
То и дело задавайте себе вопросы: «Для чего мне все это нужно? Каким образом все эти действия способствуют моему счастью, продуктивности, успеху?». Все это будет поддерживать в вас желание достичь цели даже в случае, если на каждом шагу возникают препятствия и соблазны. Приведем пример. Вы хотите повысить свой профессионализм на работе и получить престижную должность. Но вместо составления важного отчета вас тянет поговорить с коллегой или посмотреть каталог с интересующими вас новинками. Подумайте, приблизят ли вас эти приятные действия к повышению, прибавке к зарплате, уважению начальства, наконец? Вряд ли. Тогда делайте то, что действительно дает результат. И подобным образом – во всем!